Выставка «Русский балет. Фарфор из частного собрания» | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
28.02.2024 - 27.05.2024
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка «Русский балет. Фарфор из частного собрания»

С 28 февраля по 27 мая 2024 года в основном здании Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова на пр. Ленина, 21 состоится выставка «Русский балет. Фарфор из частного собрания». Частная коллекция высоких художественных достоинств и антикварной ценности впервые демонстрируется зрителю.

В экспозиции «Русский балет. Фарфор из частного собрания» представлено более тридцати фарфоровых статуэток 1950-х – 2000-х. годов пятнадцати мастеров ведущих заводов по производству фарфора: Ленинградский фарфоровый завод, Ленинградский завод фарфоровых изделий, Дулевский, Дмитровский (Вербилки), Киевский экспериментальный керамико-художественный завод, Кисловодский, Городницкий.

На выставке представлены жанровые сюжеты балетного закулисья; портретные образы великих балерин: Галины Улановой, Тамары Карсавиной, Майи Плисецкой, Нины Стуколкиной; сцены из легендарных балетов: «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Красный мак», «Шахерезада», «Бахчисарайский фонтан».

Гордостью коллекции является полная «балетная» серия фарфоровой пластики известного ленинградского мастера по фарфору Владимира Сычева, а также тематические произведения киевских мастеров Оксаны Жникруп и Владислава Щербины.

Частная коллекция высоких художественных достоинств и антикварной ценности впервые демонстрируется зрителю. Формат – «выставка в выставке» дополняет музейную экспозицию советской живописи и графики ХХ века.

Балет занимает особенное место в истории России. Это квинтэссенция значимых достижений нашей страны, сплав элитарной культуры аристократии и колоссальной выносливости, трудолюбия, самоотречения артистов из народа. Искусство балета одновременно демократично и высокоинтеллектуально. Это и физическая культура здоровой, совершенной телесности, и глубокая философичность, одухотворенность «высокого» искусства. Мастерство советских танцовщиков, как и спортивные достижения СССР служили доказательством успеха советского строя, возможностей, которые страна предоставляет своим гражданам для развития таланта.

После Великой Отечественной войны и смерти И.В. Сталина возобновились зарубежные гастроли Большого и Кировского театров. 1954 год – Париж, 1956 – Лондон, 1957 – Токио, 1959 – Нью-Йорк. И везде ошеломительный триумф русской классической школы танца. Пропаганда советского балета была частью культурной политики СССР, что нашло отражение в массовом производстве фарфоровых статуэток на тему балета.

Однако это только один из возможных ракурсов восприятия этих произведений декоративного искусства. Идеологическая составляющая интерьерного фарфора на тему русского балета не была главной. Советское декоративное искусство выполнило очень важную миссию - быть связующей нитью между дореволюционной , советской и постсоветской Россией. Вся представленная коллекция убеждает в этом. И особенно, полное собрание произведений «балетной» серии скульптора Владимира Сычева. Тема балета, которую он разрабатывал в малой пластике стала существенной частью советской бытовой культуры. Благодаря знаниям и профессиональным навыкам, обретенным в годы учебы в Одесском художественном училище и Ленинградском институте имени И.Е. Репина, благодаря увлечению классической музыкой и балетом, близкому знакомству с артистами Театра имени С.М. Кирова (Мариинский театр.), Владимир Сычев создал узнаваемый авторский стиль. Для этого мастера характерно следование реалистической традиции русской скульптуры, стремление к передаче максимальной выразительности, динамичные композиции и эффектные ракурсы, любование белым фарфором, мерцающим сказочным люстром.

Художественный уровень фарфоровых балерин Владимира Сычева задал тенденции развития массового тематического фарфора 1950-х – 1970-х годов. Складывается впечатление, что именно в балетной фарфоровой скульптуре, на периферии «большого» искусства, сквозь тонкий сохранившийся слой интеллигенции, не покинувшей страну после катастроф ХХ века, проявляется очарование и магия русского модерна. Сохранение художественной традиции, прямая передача мастерства и духовных ценностей от учителей к ученикам рождают подлинное искусство и удовлетворяют неистребимую мечту человека о красоте и совершенстве.

Возможно посещение выставки по Пушкинской карте. Заказ экскурсий по телефону:38-01-91.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО