Выставка в выставке. «Вечноцветущий рай» | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
19.07.2023 - 13.05.2024
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка в выставке. «Вечноцветущий рай»

Выставка икон Божией Матери из собрания ВМИИ приурочена к 1035-летию Крещения Руси. Богородичные образы являются важной составляющей коллекции русской иконописи, самой молодой в фондах музея Машкова, хотя и немногочисленной, но представляющей особую ценность. Камерная экспозиция включает произведения поздней иконописи XIX – начала XX в., в числе которых наследники духовных и художественных традиций Древней Руси, академизма и модерна.

Образы Богородицы – земной Матери Спасителя и в то же время Приснодевы – в христианском искусстве по своему смыслу, значению и месту в духовной жизни людей стоят наряду с образами Иисуса Христа. В религиозной мысли христианина Богоматерь отождествляется с молитвенным настроением и высшим чувством материнской любви, является синонимом чистоты, непорочности, кротости, милосердия.

Святые отцы часто называют Деву Марию «раем»: Пресвятая Дева, как «одушевленный рай», показывала в себе плоды добродетелей. По замечанию Иоанна Златоуста, «эта дева (т.е. девственная земля) была образом другой Девы: как эта земля произрастила нам рай, не приняв семени, так и Та безмужно произрастила нам Христа». Один из связанных с этим эпитетов Богородицы – «вечноцветущий рай нетления» – послужил источником вдохновения для названия выставки.

Важнейшей стороной почитания Богородицы является вера в ее заступничество за род человеческий, что нашло отражение в многочисленных эпитетах – заступница, помощница, покровительница… Особое почитание Богоматери проявилось в литургической практике, в литературных произведениях во славу Богородицы, а также во множестве икон с изображением Пречистой Девы.

Согласно преданию, первые изображения Богоматери были выполнены еще при ее жизни. Их создание приписывается апостолу Луке, одному из евангелистов. Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии и в системе храмового убранства, свидетельствуя о ее значении в жизни Церкви. Богоматерь символизирует саму Церковь, чья история от пророка Моисея до Рождества Христова предстает как действие Промысла о рождении той, через которую осуществится спасение мира.

Немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы. На Руси в каждом княжестве, крупном городе или монастыре были свои прославленные чудотворные иконы Богоматери. Несмотря на многообразие сюжетов Богородичных икон со своей историей и особенностями, все они восходят к основным иконографическим типам Божией Матери, известных со времен Византии: Оранты, Одигитрии и Елеусы.

Древнейшим является тип Оранты – «Молящей», в котором Богородица представлена без Младенца с воздетыми в молении руками. К типу Оранты относится чудотворная новгородская икона Божией Матери «Знамение», название которой связано с пророчеством Исайи о воплощении Спасителя. В экспозиции демонстрируется список с древней святыни Великого Новгорода, сделанный в начале XIX века.

Изображения Богородицы в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру и в трехчетвертном повороте. К ним относятся и иконы из деисуса – композиции, в которой святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Важнейшее место в ней, по правую руку от Спасителя, занимает образ его земной Матери.

Одним из самых распространенных является образ Богородицы Одигитрии – «Путеводительницы». На иконах этого типа Пресвятая Дева держит Младенца на левой руке, правая протянута к нему в молитвенном обращении. Тип Одигитрии породил многочисленные варианты, к которому относятся многие чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Смоленская, Тихвинская, Арапетская и другие. Списки с них можно увидеть в экспозиции.

Позже остальных распространился образ Богородицы Елеусы – «Милующей», где Богоматерь и Младенец изображены во взаимном ласкании. В русскоязычной традиции он получил название «Умиление»: младенец Христос прильнул к лику Богородицы и нежно обнимает Ее. В этом типе особенно выразительно проявляется тема материнства и будущих страданий Богомладенца. Среди участвующих в выставке образов к типу «Умиления» относятся Корсунская, Феодоровская и другие иконы Богоматери.

Русские иконописцы не только следовали богатейшей византийской иконографии Богородичных образов, но и создавали свои варианты изображений. Часто их названия связаны с эпитетами Богородицы из литургических текстов или указывают на место, где находится почитаемый образ. Многие изводы появились в русском церковном искусстве на рубеже XVII–XVIII веков благодаря западноевропейским влияниям. В православной традиции насчитывается более 300 сюжетов изображения Божией Матери, среди них представленные в экспозиции «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец», «Взыскание погибших».

Ряд экспонируемых икон относится к теме Богородичных праздников: «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Покров Пресвятой Богородицы». Некоторые иконы представляют собой примеры разных изводов одной иконографии. На выставке примером тому служат иконы «Благовещения», где один сюжет исполнен в разных традициях.

Об особой значимости образа Богоматери для христианской культуры свидетельствуют слова святого Иоанна Дамаскина: «Ева сделалась первою преступницею, и через нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир бессмертие».

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО